• Image One
  • Image Two
  • Image Three
  • Image4

Обучение письму леворуких детей.

 

левшаК О Н С У Л Ь Т А Ц И Я

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ.

   В последние годы среди учащихся начальных начальных классов все чаще встречаются леворукие дети. Их число достигает 20-25% от общего количества учащихся в классе. С одной стороны, это, по-видимому, отражает снижение нашей общей нетерпимости к индивидуальности, с другой, объясняется ростом знаний родителей и учителей об особенностях леворуких детей, о пагубности их переучивания.

   К сожалению и сейчас бытует представление, что леворукость связана с более низкими способностями ребенка, хотя специальные психофизи-ологические исследования не дают никаких подтверждений этому мнению. Нельзя считать леворукость патологией, а тем более связывать с леворукостью сниженные умственные способности у ребенка. Преимущественное владение той или иной рукой определяется не желанием ребенка, а особой организацией работы его мозга.

   Известно, что все свойства руки определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушарием коры головного мозга. Действия каждой руки регулирует противоположное полушарие: у правшей - левое, а у левшей - правое. Около 90% взрослых людей имеют ведущую руку правую, и лишь 10% левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой ( амбидекстры).

   Переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. Вот почему в большинстве случаев так сложно протекает этот процесс, вот почему учителю и родителям важно уметь определить ведущую руку, знать и понимать нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития и здоровья ребенка. В то же время у леворукого ребенка, пишущего левой рукой, может не быть трудностей при обучении письму.

   Определение ведущей руки не так уж просто. Во-первых потому, что картина может быть смазана предыдущим переучиванием, во-вторых, потому, что далеко не всегда леворукий ребенок и бытовые, и графические движения( письмо, рисование) будет выполнять только левой рукой. Считается, что к пяти годам уже формируется стойкое предпочтение руки в процессе деятельности.

   Существует несколько вариантов определения ведущей руки. Наиболее распространенным вариантом является метод количественной оценки рукости с помощью опросников, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Другой подход - оценка участия рук в процессе выполнения различных действий. Это более объектив-ные методики. По мнению немецкого исследователя Ф.Кречмера, для определения рукости "необходимо попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: как он поливает цветы, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки и т.д. Предпочитаемая рука может быть определена в рисовании, при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов." Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и движения выполняются легче и точнее, то ребенок левша. При определении рукости важно все: гдe находится предмет, которым нужно манипулировать, где ребенок, как дается инструкция.

   Тесты:

   1. Рисование.

   Предложите нарисовать ребенку то, что он хочет. Потом попросить его нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок работает, но и качество работы правой и левой рукой ( в каком  случае ребенок работает более ловко, без напряжения, в каком случае штрихи получились ровнее, четче).

   2. Раскладывание карточек.

   Все карточки ребенок должен взять в одну руку, а раскладывать их другой. Ведущая - та рука, которой раскладываются карточки.

   3. Игра в мяч.

   Берется небольшой мяч, который можно и ловить и бросать одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить мяч несколько раз.

   4. Соеденить 5-6 скрепок в одну цепочку.

   Ведущая та рука, которая действует более активно.

   5. Развязывание узелков.

   Ведущей является та рука которая развязывает узел (другая держит его).

   6. Нарисовать 10 крестиков и стереть их ластиком.

   Ведущая - более активная рука.

   При выборе ведущей руки для письма возникают сложности у амбидекстров. В этом случае лучше учить ребенка писать правой рукой. При выборе руки, для письма достаточно часто встречаются сложные случаи:

   1. Дети - ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой.

   2. Дети - ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой. Целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

   Большая часть леворуких детей имеет комплексные, непроходящие трудности и нарушения письма. Одной из причин низкой эффективности обучения письму является отсутствие альтернативной адекватной методики обучения. Глубокое изучение психофизиологических и нейрофизиологических особенностей развития леворуких детей, специальные исследования по физиологии формирования навыка письма у этих детей показали, что в работе с этими детьми надо учитывать следующие особенности их функционального развития:

- недостатки развития тонкокоординированных движений руки, пальцев;

-несовершенство нервно-мышечной регуляции движений;

- дефицит зрительно-пространственного и пространственного восприятия;

-дефицит зрительно-моторных интеграций.

   Именно эти особенности затрудняют формирование навыка письма у леворуких детей при обучении их по стандартной методике. Методика никак не учитывающей эти особенности.

   Методика обучения, в отличие от существующей, не строится по методике копирования и в очень малой степени использует механические принципы формирования зрительного и двигательного (кинестетического) образа графического элемента (буквы). И приактивная , и активная фазы обучения строятся на осознанном формировании зрительного и двигательного образа буквы, фиксированном внимании к пространственному расположению элементов букв, их соотношению, направленности штрихов и траектории движений руки. Важным элементом методики является целостное восприятие буквы с выделением ее отдельных элементов.

   Начиная обучение письму леворукого ребенка нужно помнить, что он нуждается в специ-альной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку и только после этого начинать изучение букв.

   Особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки и руки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий - на расстоянии 4 см от кончика пера. Ручка должна составлять одну линию с рукой( или угол должен быть небольшим). При письме рука должна быть под линией письма. Бумага располагается под наклоном вправо и сдвинута влево от центра тела к левой руке. Правая рука придерживает бумагу в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости. Свет при письме падает справа.

   При изучении каждой буквы необходимо:

1) зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации всех элементов;

2) особое внимание уделить направлению письма на строке (слева направо);

3) специально объяснить детям, как соединяются буквы при помощи соединительного элемента(штриха) и в каких случаях он необходим(ом, он, юк), а в каких нет( ли,ул,ша);

4) подробно разобрать траекторию движения руки при письме каждой буквы. Отдельно зафиксировать внимание на элементах, выходящих за строку вверх и вниз. Несколько раз повторить движение и конструкцию в замедленном темпе.

Журнал "Начальная школа" №10/1996 М.М. Безруких

Просмотров: 1549 | Дата: Вторник, 13 Августа 2013 |

Яндекс.Метрика